Новости

Российский рынок радиаторов: продукция есть, нужен сервис

Внешний вид — не последнее дело

Еще пару лет назад лидирующие позиции на рынке приборов водяного отопления прочно удерживали западные производители. Бельгийские внутрипольные конвекторы, польские и немецкие стальные радиаторы пользовались большим спросом у той части населения, которая готова немного переплатить, чтобы иметь в своем жилье более совершенную и в плане энергоэффективности, и в плане эстетической привлекательности батарею. Но когда в связи с кризисом цены на импортные приборы отопления поднялись в разы, потребители стали приглядываться к отечественному товару. И оказалось, что у нас подобную продукцию тоже изготавливают, при этом качество ее вполне удовлетворительно, а цена приемлема. Правда, внешний вид оставлял желать лучшего, но в последнее время производители радиаторов, уловив конъюнктуру, стали уделять внимание и дизайну своей продукции. Так, компания «Варманн» (г. Москва) прямо позиционирует свои радиаторы как дизайнерские, а компания АО «Фирма «Изотерм» (г. Санкт-Петербург) заявляет, что дизайн некоторых торговых марок разрабатывался в студии Артемия Лебедева.

Российский рынок радиаторов: продукция есть, нужен сервис

 

К 2020 году прогнозируется увеличение объема производства российских радиаторов в 3 раза. Такой объем практически не оставляет места для импортных приборов отопления, которые ввиду своей высокой цены за товар аналогичного качества будут вытеснены с российского рынка. Исключение составит импорт дизайнерских радиаторов из Италии, стабильно занимающих нишу премиального сегмента.

 

Риск перепроизводства

Конкуренция между российскими и зарубежными производителями уменьшится, а между российскими, наоборот, увеличится. И потребитель от этого только выиграет, так как конкуренция коснется, во-первых, цены: более привлекательной окажется та продукция, которая при аналогичном качестве будет иметь более низкую стоимость. Во-вторых, сроков изготовления: в выигрыше окажется тот производитель, который имеет либо обширные складские позиции, либо может в кратчайшие сроки изготовить и поставить продукцию. И наконец, в-третьих, — сервиса.

Если говорить про игроков различных сегментов рынка отопительных приборов, то неуютно себя почувствуют прежде всего производители стальных радиаторов, так как в связи с ростом популярности радиаторов биметаллических и алюминиевых спрос на стальные приборы отопления будет снижаться, а потому у них может возникнуть проблема со сбытом своей продукции. Кроме того, готовятся поставлять на российский рынок стальные радиаторы Иран и Турция, которые только-только наладили соответствующие производства. С учетом того, что на внутреннем рынке этих теплых стран радиаторы не нужны, ясно, что они готовятся поставлять свою несущую тепло продукцию в Россию. И цены на нее будут весьма привлекательны, так как у этих стран появилось свое оборудование, а рабочая сила — дешевая. Таким образом, к 2020 году российский рынок стальных радиаторов столкнется с дисбалансом спроса (примерно 5 млн шт. в год) и предложения (7 млн шт.). Российские производители стальных радиаторов попадут в сложную ситуацию еще и потому, что производство это низкомаржинальное, и опережать конкурентов, снижая цену, будет совершенно невыгодно. Итак, к 2020 году можно прогнозировать кризис перепроизводства стальных радиаторов, а усиление ценовой конкуренции способно сделать производство нерентабельным.

Российский рынок радиаторов: продукция есть, нужен сервис

 

Конкурентные преимущества получат те предприятия, которые смогут предложить потребителям широкую и разнообразную линейку приборов отопления на разный вкус и кошелек, продукцию из различных материалов — как стальных, так и биметаллических, а также с разными возможностями монтажа (настенные, напольные, внутрипольные).

 

Слагаемые успеха

Чтобы опередить конкурентов, помимо снижения цены, разнообразия линейки и пр. производителям отопительного оборудования не мешает поднять уровень сервиса, так как, научившись изготавливать продукцию высокого качества, отечественные производители по-прежнему работают «по старинке», ограничивая свои функции только производством. Потребитель же требует не только высокого качества приобретаемого товара, но и соответствующего обслуживания. А это сроки, оплата, логистика, установка, обслуживание прибора. Опередит конкурентов тот, кто сможет предложить заказчику сделку «под ключ», то есть квалифицированный подбор прибора с возможностью оперативного и бесплатного замера, удобный способ оплаты, кратчайшие сроки изготовления, бесплатную доставку, монтаж и дальнейшее обслуживание оборудования.

Для того чтобы выйти в лидеры отрасли, российские производители должны добиться следующего:

– снижения себестоимости продукции: добиться этого можно за счет закупки комплектующих с оптимальным соотношением «цена/качество»;

– сокращения сроков изготовления: не дело, когда предприятие с одного прилавка продает товар и крупному объекту, например, полуторатысячному жилому комплексу, и розничному покупателю, который встает в очередь за этим жилым комплексом и ждет, пока на производстве изготовят три тысячи батарей, прежде чем доберутся до его одной батареи. Поэтому целесообразно выделить линию для розницы, чтобы торговать с разных прилавков: одна линия работает на крупные объекты, другая — на розничного клиента. Тем самым сократятся сроки производства, а сроки — это следующий после цены параметр, оцениваемый  потребителем;

– совершенствования цепочек от станка до конечного потребителя: это и расположение точек продаж, и способ оплаты, и логистика;

– повышения производительности труда за счет оптимизации производства, внедрения новых технологий, в том числе информационных;

– активного взаимодействия с клиентом: консультация, выезд на объект для замера, дополнительные услуги в виде монтажа и продажи сопутствующих аксессуаров;

– позиционирования на рынке для различных целевых аудиторий: уже в ближайшее время отечественные производители приборов отопления столкнутся с тем, что в выигрыше будут торговые марки — возможно, не самые надежные и не самые качественные — но зато отвечающие ожиданиям целевой аудитории в своем позиционировании;

– формирования имиджа отопительного прибора как товара массового спроса, приобретение которого не требует специальных знаний. Любая домохозяйка должна будет относиться к покупке радиатора как к покупке косметики или платья, а поход за ним считать необременительным и приятным, как в целом «шопинг»;

- сокращения персонала, не вносящего непосредственный вклад в основные бизнес-процессы производства, логистики или продаж.

В итоге выиграет потребитель, так как сможет без особых хлопот и нервотрепки по приемлемой цене выбрать товар, соответствующий его потребностям, статусу и стилю его жилья, и в кратчайшие сроки этот товар получить. При этом, когда покупку доставят и смонтируют, потребитель будет знать, что в случае чего не останется один на один с возможными проблемами — ему всегда помогут и, если потребуется, произведут ремонт или замену отопительного прибора.

Ольга ШПАКОВИЧ